Неделя сохранения здоровья головного мозга – 21 - 27 июля 2025 года


Мозг является важнейшим органом нашего тела. Для сохранения здоровья мозга важно
сохранять высокий уровень физической и
умственной активности, следить за артериальным давлением и своевременно проходить диспансеризацию и профилактические осмотры. Нарушения работы мозга могут быть весьма разнообразными: нервно-мышечные заболевания, эпилепсия, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, различные виды деменций, хроническая ишемия головного мозга и инсульт. По данным Всемирной инсультной организации, ежегодно в мире фиксируется более 15 млн случаев инсультов. А в России каждый год более 400 тыс. человек сталкиваются с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Актуальной проблемой также стало развитие постковидного синдрома у переболевших COVID-19, при котором страдают когнитивные функции, нарушается сон, развиваются головные боли и астения. Вероятность постковидного синдрома возрастает с возрастом, и нередко усиливает уже имеющиеся проблемы. При обнаружении симптомов постковидного синдрома следует обратиться к врачу. Если человек перенес инсульт, то крайне важно, чтобы он получал терапию, направленную на предупреждение повторных сосудистых событий. При наличии умеренных когнитивных расстройств необходимо следить за уровнем артериального давления, холестерина. За последние несколько десятков лет наша жизнь в корне изменилась – люди стали все больше ведут сидячий образ жизни, переходят на удаленную работу и онлайн-обучение, много времени проводят сидя за компьютером дома. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Для полноценного развития и сохранения баланса им просто необходимо больше времени проводить на свежем воздухе: бегать, гулять, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом не только помогают поддерживать себя в форме физически, но также влияют на работу головного мозга. Регулярная и адекватная, соответствующая возрасту и здоровью, нагрузка оказывает благоприятное влияние на здоровье сосудов, препятствуя образованию в них атеросклеротических образований. Благодаря физической активности в кровоток человека с частым дыханием поступает больше кислорода и питательных веществ, что способствует образованию нервных клеток в головном мозге. И благодаря биохимическим реакциям происходят структурные и функциональные изменения. И как следствие, у человека улучшается память, внимание. Во время бега освобождающийся адреналин заставляет мозг работать быстрее, норадреналин помогает принимать решения, серотонин стимулирует воображение и расширяет сознание. Выработав определенные привычки, связанные с регулярной физической и двигательной активностью, которые всецело закрепятся в образе жизни подрастающего поколения, можно достичь успехов в учебе, повысить уровень определенных качеств ребенка, необходимых в учебе и в жизни (внимательность, концентрация, скорость принятия решений, способность подстраиваться под быстро изменяющиеся условия, улучшение памяти и сообразительности и пр). И если вы перестаете регулярно заниматься спортом, то эффект быстро теряется.
Упражнения, которые лучшего всего влияют на мозг и помогают в обучении:
- Гимнастика способствует улучшению кровообращения всего организма и усиливает питание мозга.
- Плавание – это один из самых безопасных видов физической нагрузки, благотворно влияющих на работу мозга.
- Танцы – это особый вид спорта, который приносит удовольствие, поднимает настроение, развивает координацию.
- Дыхательная гимнастика, которую можно выполнять дома, в школе, во время отдыха. Она снабжает мозг кислородом, улучшает память.
- Езда на велосипеде – это и кардионагрузка, и времяпровождение на свежем воздухе. Укрепляет сосуды, улучшает работу сердца.
- Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон)